Лауреат Государственной премии СССР (1977, за участие в фильме "Ирония
судьбы...")
Надя Шевелева
Ее называют «главной новогодней улыбкой» нашей страны. Она - идеал мужчин и
пример для подражания у женщин: обаятельная, романтичная, эмоциональная. Барбара
Брыльска - одна из любимейших актрис у россиян и просто красивейшая женщина.
Впервые ее героиня вошла в наш дом 1 января 1976 года и сразу же стала для
всех родной. Теперь уже невозможно представить новогодний праздник без этой картины,
а сам фильм Эльдара Рязанова — без польской актрисы Барбары Брыльской.
Для самой актрисы ее Надя тоже стала примером. Не зря же она не меняла счастливый
имидж 31 лет – именно столько лет назад вышел на экраны фильм Эльдара Рязанова
«Ирония судьбы, или С легким паром!», где Барбара Брыльска сыграла одну из главных
ролей - учительницы русского языка и литературы Нади Шевелевой. «Ни один фильм,
а у меня их около семидесяти, не дал мне столько, сколько “Ирония судьбы”! Эльдар
Рязанов сделал картину, которую полюбила вся огромная страна. И вся страна за
одну ночь полюбила меня».
Начало кинокарьеры
Барбара Брыльска родилась в местечке Скотники в районе Лодзи. Выросла в послевоенной
бедности. Отец слесарничал, а мама шила. Родители воспитывали ее в строгости,
поэтому она была скромной и закомплексованной, но условия жизни заставили ее с
детства быть самостоятельной. Родители все сделали для того, чтобы она окончила
художественный лицей. Директор лицея, увидев ее в самодеятельности, убедил поступить
в Лодзинскую высшую театральную школу.
Впервые
на экране Барбара появилась в 1958 году, сыграв небольшую роль в комедийном боевике
Антони Богдзевича "Калоши счастья". Настоящий же ее кинодебют состоялся
в исторической драме Ежи Кавалеровича “Фараон”, где она исполнила главную роль
- Каму. Затем были работы в историческом фильме Ежи Хоффмана "Пан Володыевский"
(Кржися), мелодраме Романа Залуски "Анатомия любви" (Ева), военной мелодраме
Яна Рыбковского "Польский альбом" (Мария), популярном польском сериале
"Ставка больше чем жизнь" (Инга) и других польских картинах.
Со второй половины 60-х актриса начинает сниматься и за рубежом, чаще всего
в ГДР. Советские зрители могли ее видеть в популярных немецких вестернах об индейцах
"Слел Сокола" и "Белые волки" (Катерина). Среди других работ:
Эрика Бонгерт в криминальной ленте немецкого режиссера Ингрид Сэндер "Пигмалион
XII", Милена в остросюжетном фильме чехословацких режиссеров Джозефа Мэча
и Степана Скалски "Тихий американец в Праге", Ханка в телефильме Лотара
Беллага "Scheidungsprozeb".
Личная жизнь
В жизнь актрисы были счастливые моменты – влюблялась Барбара, по ее собственному
признанию, 5 раз, и всегда избранниками были мужчины именно ее типа – высокие,
статные, черноволосые красавцы. Актриса признается, что в первую очередь всегда
отмечала в мужчине внешнюю привлекательность, красоту, а уж потом обращала внимание
на интеллект и характер.
Замужем была трижды, но ни с одним мужем долгой и счастливой жизни, к сожалению,
не получилось…От второго брака актриса родила двоих детей, красавицу-дочь Барбару
и сына Людвига. Родители настолько любили друг друга, что хотели повториться в
детях, дав им свои имена…На 21-м году жизни дочь Барбара, преуспевающая модель
и начинающая актриса, которой прочили блестящее будущее, погибла в автокатастрофе.
Для Барбары Брыльской это был страшнейший удар, конец света. Три года плакала
каждый день, жила на таблетках. Она не хотела жить, и только маленький сын
остановил ее от самоубийства.
Сейчас, по прошествии 13 лет, актриса не перестает всем рассказывать о том,
какая ее дочь была прекрасной, талантливой и как много подавала надежд…Да, невозможна
наша жизнь без горечи, как ни тяжело это осознавать, и Барбаре выпало самое тяжелое
испытание в жизни – пережить собственного ребенка. Но она невероятно сильная женщина,
и этим она завоевала еще больше уважение к себе и любовь.
Сегодня Барбара все свои силы и любовь отдает сыну-студенту, которого обожает
и боготворит. С удовольствием занимается хозяйством, прекрасно готовит, у нее
очень красивый дом под Варшавой – его интерьер актриса придумала сама, не привлекая
дизайнеров.
На вопрос, готовит ли заливную рыбу, как Надя, Барбара ответила: « Да. Только
лучше, чем Надя. К празднику готовлю блюда из рыбы, пирожки с грибами и капустой,
красный борщ, телятину “карли” с ананасами и шампиньонами. Люблю вкусно поесть,
но не могу много кушать. Надо держать себя в форме». И это ей отлично удается!
Она и сейчас в великолепной форме – практически такая же, как 30 лет назад.
Еще она очень домашний человек, снимается в кино и играет в театре только
тогда, когда заканчиваются средства. Поступает мудро – не живет, чтобы работать,
а работает, чтобы жить.
«Ирония судьбы, или С легким паром!»
Знаменитый фильм «Ирония судьбы, или С лёгким паром!» - не первый
опыт Барбары Брыльски в советском кино. Еще в 1968 году актриса снялась в двух
сериях знаменитой военной киноэпопеи режиссера Юрия Озерова "Освобождение"
- "Огненная дуга" и "Прорыв". Спустя несколько лет последовала
новая работа - главная роль в драме режиссера Александра Зархи "Города и
годы" (1973). В том фильме Барбара Брыльска сыграла немецкую девушку-художницу,
в которую влюбляется главный герой Андрей Старцев (его роль исполнил Игорь Старыгин).
И
все же советский зритель открыл для себя Барбару Брыльску именно в «Иронии судьбы». А судьба фильма была непростой... Пьесу Брагинского
и Рязанова (тогда она называлась просто "С легким паром!") отвергли
почти все московские театры. Наконец нашлись желающие ее поставить. Вывесили приказ
о распределении ролей: Надя Шевелева - Юлия
Борисова, Лукашин - Юрий
Яковлев, Ипполит - Николай
Гриценко. Но постановка снова сорвалась. После почти шестилетних театральных
мытарств Рязанов решил пьесу экранизировать. В роли Лукашина он видел Станислава
Любшина. Но тот обиделся, узнав, что на эту роль пробуются и другие актеры. Затыкать
дыру пришлось Андреем Мягковым.
На роль Ипполита поначалу был утвержден Олег
Басилашвили, на которого уже сшили костюмы. Однако у артиста умер отец, и
его заменил Юрий Яковлев. Он только взошел на кинематографический небосклон в
фильме Пырьева "Идиот", сыграл князя Мышкина.
Сложнее всего было ответить на вопрос, кто сыграет Надю Шевелеву. На эту роль
претендовали все первые красавицы бывшего Советского Союза. Начались кинопробы,
а идеальной претендентки не находилось. И тут Рязанову вспомнилась актриса из
польского фильма "Анатомия любви". Он раздобыл телефон, позвонил ей
в Варшаву. Она была свободна от съемок и сказала, что ждет сценарий. Многие задавали
ему вопрос: « Ну неужели в нашей стране не найти подходящую актрису??». Однако
Рязанов был непреклонен – именно в Барбаре опыт режиссера распознал идеальную
кандидатуру на роль Нади.
Актрису вызвали в Москву и устроили ей кинопробу. Ее версия роли оказалась
самой убедительной. За очаровательной внешностью Барбары Брыльской чувствовалась
биография, нелегкая судьба. Барбара - профессионал, она приходила на съемки готовой,
зная наизусть текст.
Фильм снимался три месяца. Актриса Валентина Талызина озвучила Брыльску, второй
соавтор - Алла Пугачева - исполнила все песни героини, вложив в них нежность и
наивность. А все вместе они подарили нам надежду на то, что под Новый год сбываются
самые невероятные мечты. И по сей день "Ирония судьбы" является одним
из самых любимых фильмов российских зрителей. Многие помнят его практически наизусть,
но все равно каждый год 31 декабря с неизменным интересом и волнением переживают
все его перипетии. Что же касается Барбары Брыльски, то вряд ли найдется другая
зарубежная актриса, пользующаяся в нашей стране большей популярностью и любовью.
Хотя почему зарубежная? Большинство россиян искренне считают ее "своей".
Последствия успеха
На ее родине, в Польше, актрису невзлюбили после оглушительного успеха в фильме
"Ирония судьбы…" - ревность к другому народу. К тому же в конце 70-х
в польском кинематографе воцарился новый тип героини - напористая, агрессивная,
и мягкая, лиричная Барбара Брыльска осталась не у дел. Ее практически вычеркнули
из списка актрис.
Но невероятная любовь всей нашей огромной страны с лихвой покрыла то недовольство.
Приезжая к нам, актриса ощущает себя по-настоящему дома – так тепло ее встречают
и окружают любовью. В Советском Союзе Барбара Брыльска снималась еще не раз -
в драме Арунаса Зебрунаса Час полнолуния" (1988), в криминальном детективе
Хабиба Файзиева и Всеволода Иванова "Ау, ограбление поезда" (1991).
Правда, большого успеха эти ленты не имели.
В 2003 году в Москве Барбаре Брыльске предложили попробовать себя в спектакле
“Квартет”. Барбара призналась, что до этого она не любила театр: "Я всегда
считала себя киноактрисой, полагая, что театральный актер - совершенно иная профессия,
другая техника, средства выражения, другой образ жизни. Театр - это работа до
ночи, а я стремилась быть вечером дома со своей семьей". Но поработав вместе
с Игорем Дмитриевым, Кахи Кавхадзе, Светланой Крючковой, актриса стала получать
удовольствие от игры на сцене.
Не
оставляет актриса и кинематограф. Теперь уже российский. В 2000 году она снялась
в роли Епанчиной скандальной интерпретации романа Достоевского "Идиот"
- "Даун Хаун" режиссера Романа Качанова, в 2003-м - в комедийной мелодраме
Игоря Угольникова "Казус Белли". А в 2007 году Тимур Бекмамбетов огорошил
зрителей, что собирается снимать продолжение "Иронии судьбы". Причем
в картину вновь будут приглашены Барбара Брыльска и Андрей Мягков. Правда теперь
в Ленинград улетит их сын... Будет ли удачной эта картина - покажет время. Как
правило, подобные продолжения редко имеют успех. Но вдруг?...
Заключение
Психологи говорят, что всех людей можно разделить на две группы. Одни считают,
что все лучшее у них уже было, они всегда смотрят назад, вспоминая прошлые годы.
Другие думают, что все лучшее еще впереди, и смотрят только вперед.
"Я смотрю на сегодняшний день и стараюсь не забегать дальше будущей недели.
- говорит Барбара Брыльска. - Иногда думаю о прошлом. Это не очень веселые мысли,
признаюсь (смеется). Прошлое очень часто больно бьет по душе, по нервам. Так что
я приучила себя жить тем, что имею сейчас".
Мила Асланова
Использованные материалы:
Оксана Пушкина «Барбара Брыльска»;
Татьяна Хорошилова, «Барбара Брыльска: А вот в Польше в баню не ходят...» http://www.rg.ru;
Карина Пестов, «Барбара Брыльска: В России я подзаряжаю батарейки» http://www.wmj.ru;
Артур Мехтиев, «Барбара Брыльска: Я сама - большая книга...» http://www.newsvm.com;
Юлия Шигарева, «Барбара Брыльска - «домашняя курица» Ирония судьбы польской актрисы
после знаменитого фильма» («Аргументы и факты» № 43 от 22.10.2003 http://www.aif.ru);
Барбара Брыльска. Фильмография http://www.kinopoisk.ru