Актриса, режиссер
Народная артистка России (1991)
Заслуженная артистка РСФСР (1970)
Начало пути
Мария Барабанова была непростым
человеком. В детстве она слыла отъявленной хулиганкой, её постоянно выгоняли из
школы. И когда это случилось в последний раз, она пришла домой и заплакала. На
что папа, обожающий свою Маню, сказал: "Ты что плачешь? Подумаешь - выгнали!
Школ много, а ты одна!"
В шестнадцать лет Мария стала актрисой Ленинградского театра Пролеткульта,
затем - Ленинградского ТЮЗа. В 1937 году Барабанова окончила театральный техникум,
после чего была принята в Ленинградский театр Комедии.
Одновременно с этим началась и ее кинокарьера. На экране актриса дебютировала
ролью девушки-экспедитора в комедии Михаила Вернера и Сергея Сиделева "Девушка
спешит на свидание". До войны она успела сняться в комедии "Аринка"
(секрешарша), лирической драме "Доктор Калюжный" и других фильмах. В
"Докторе Калюжном" Мария Барабанова сыграла делового мальчишку Тимофеича.
Это была первая работа, которая пренесла ей шумный успех. И в дальнейшем актрисе
не раз доставались мужские роли.
Годы войны
Мария
Барабанова всегда отличалась сильным характером, потому порой и "ворочала"
делами поистине государственного масштаба. В годы войны она сумела перебросить
целый театр из одного города в другой. Находясь в Душанбе (тогда - Сталинабаде)
со студией Горького, она получила из Алма-Аты письмо от артистов своего родного
Театра комедии, из которого она ушла год назад. Коллеги жаловались на невыносимые
условия жизни, в которых они оказались. Барабанова пошла к первому секретарю ЦК
партии Таджикистана и добилась приказа о переправке театра в Сталинабад.
В 1942 году Барабанову пригласили сыграть главные роли (и вновь мужские!) в
экранизации знаменитой помести Марка Твена "Принц и нищий". Актриса
взялась за работу с большим энтузиазмом. Ради роли она даже со скандалом (ее имя
вообще часто было связано с разными скандалами) оставила Ленинградский театр комедии,
но это того стоило. Фильм полюбился зрителями, а самой актрисе добавил большой
популярности.
Возрастные роли
В 1945 году Мария Барабанова переехала в Москву, устроилась в Театр-студию
киноактера и... на некоторое время отошла от кино. Мария Павловна окончила Высшую
партийную школу при ЦК КПСС и возглавила парторганизацию студии Горького. С этого
момента многим ее коллегам пришлось несладко, хотя в то же время кому-то её активность
шла на пользу, например, Василию Шукшину, которого она опекала и никому не давала
в обиду.
Но
долго без кино Барабанова не могла, поэтому в 1957 году, узнав о пробах на роль
Кота в сапогах в киносказке Александра Роу, Мария Павловна влетела в чей-то кабинет
и, стукнув кулаком по столу, сказала: "Эту роль буду играть я, и никто другой!"
Фильм получился. Рецензенты актрису похвалили. Но затем вновь наступило затишье.
Мария Павловна не опустила руки и сделала еще один отчаянный шаг. В 1964 году
она сняла фильм "Всё для вас", сама же сыграв в нем главную роль - активистку
Машу Барашкину (насколько созвучно с именем самой Марии Барановой!). Но режиссерский
опыт оказался неудачным. Фильм провалился, его не признали ни критики, ни зрители.
Хотя сама Мария Павловна считала его вполне удачным, как и всё, за что она бралась.
После этого Мария Барабанова вновь вернулась в кино как актриса и теперь уже
играла до конца жизни. Постепенно она перешла на возрастные роли. Особенный успех
приносили ей киносказки. Лукавые нотки, актерское "хулиганство" оживляли
ее сказочных героев, делая их привлекательными и обаятельными. Среди них и добрая
Баба Яга в фильме "Как Иванушка-дурачок за чудом ходил", тетушка Пивная
кружка в фильме "Пока бьют часы", первая нянька в фильме "После
дождичка в четверг", судомойная дама в фильме "Соловей", старушка-веселушка
в фильме "Финист Ясный сокол". Очень много актриса работала и в мультипликации.