ДИКИЙ
Алексей Денисович
13.02 (25.02).1889, Екатеринославль – 01.10.1955, Москва
Народный артист СССР (1949)
Народный артист РСФСР (1947)
Заслуженный артист Республики (1933)
Лауреат Сталинской премии первой степени (1946, за роль в фильме «Кутузов»)
Лауреат Сталинской премии первой степени (1947, за роль в фильме «Адмирал Нахимов»)
Обладатель Почётного диплома Венецианского кинофестиваля в номинации «Лучший актёр» (1947, за роль в фильме «Адмирал Нахимов»)
Лауреат Сталинской премии первой степени (1949, за постановку спектакля «Московский характер»)
Лауреат Сталинской премии второй степени (1949, за роль в фильме «Третий удар»)
Лауреат Премии победы МКФ в Готвальдове (1949, за роль в фильме «Сталинградская битва»).
Лауреат Главной премии МКФ в Марианских Лазнях (1949, за роль в фильме «Сталинградская битва»)
Лауреат Сталинской премии первой степени (1950, за роль в фильме «Сталинградская битва»)
Кавалер Ордена Ленина (1944, за роль в фильме «Кутузов»)
Кавалер Ордена Трудового Красного Знамени (1949)
Награждён Медалями «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941—1945 гг.» (1946) и «В память 800-летия Москвы» (1948)
Детство
Алексей Дикий родился в городе Екатеринославе (в советское время переименованный в Днепропетровск) в 1889 году в обычной крестьянской семье. Отец Денис Ефимович был неизлечимо болен, в связи с чем не мог трудиться, и семью, в меру сил, обеспечивала мама Анна Васильевна, работавшая портнихой.
Алексей получил образование, окончив начальную школу и городское четырёхклассное училище, а затем, в 1904—1907 годах, отучившись в Харьковском реальном училище. Параллельно мальчик под влиянием старшей сестры Марии, которая была актрисой, и её мужа режиссёра и антрепренёра Украинской музыкальной драмы в Харькове Алексея Суходольского увлёкся театром. Он не только посещал репетиции, но и сам с шести лет участвовал в спектаклях.
Театральные работы до революционного периода
В 1907-1908 годах Алексей Дикий был призван вольноопределяющимся Пензенского 121-го пехотного полка. Отбыв воинскую повинность, он вернулся с гражданской жизни. Свою дальнейшую судьбу Алексей решил связать со сценой. В 1909 году юноша отправился в Москву и был принят на частные драматические курсы актрисы Московского Художественного театра Софьи Халютиной. Видимо уже тогда экзаменаторы, набиравшие учеников, отметили в «Украинском хлопце с откровенным хохлацким выговором» (так определял себя в воспоминаниях сам Алексей Дикий) талант и высокий актёрский потенциал. Мало того, спустя некоторое время он был освобождён от платы за обучение, как актёр, подающий большие надежды.
На курсах Алексей Дикий проучился до 1912 года. Наставниками начинающего актёра были мастера сцены Константин Марджанов и Вахтанг Мчеделов. Одновременно с учёбой уже с 1910 года он начал привлекаться в качестве массовки в спектакли МХТ, а в 1911 году сыграл свои первые роли – 1910 — «Живой труп» Л. Н. Толстого — судебного пристава в «Живом трупе» по пьесе Льва Николаевича Толстого и слугу Мишку в гоголевском «Ревизоре».
В 1912 году Алексей Дикий вошёл в труппу образованной Первой студии МХТ. Здесь он сыграл ряд ролей, среди которых можно выделить Баренда в спектакле «Гибель „Надежды“» по Хейермансу. Кроме того, Алексей начал педагогическую работу в качестве руководителя сценического образования на Пречистенских рабочих курсах. Со своими учениками он поставил несколько пьес по Чехову.
С началом в 1914 году Первой мировой войны Алексей Дикий был призван в армию. До 1917 года он прослужил на Кавказском фронте в чине прапорщика. Сам актёр впоследствии говорил о том времени, как о безнадёжно потерянном.
Театр послереволюционного периода
В 1917 году Алексей Дикий вернулся в Москву и в родную 1-ю студию МХТ, где сыграл в спектаклях по пьесам Чехова «Вишнёвый сад» (роль Епиходова) и «Иванов» (роль Львова). Здесь же он продолжил выступать и после свершившейся Октябрьской революции. Среди его работ последующих лет можно выделить роли Джона Пирибингля в спектакле «Сверчок на печи» по Диккенсу (1919) и герцога Иоанна в спектакле «Эрик XIV» по Стриндбергу.
Параллельно Алексей Дикий реализовывал себя в качестве режиссёра. Так в 1919 году в Мансуровской студии он был привлечён к работе над спектаклем Евгения Вахтангова «Потоп» по пьесе Геннинга Бергера, а 1921 году в Театре-студии имени Ф. И. Шаляпина Алексей Дикий поставил свой первый самостоятельный спектакль «Зелёный попугай» по пьесе Артура Шницлера. С 1922 года он начал сотрудничать в качестве режиссёра с Московским еврейским театром, где поставил спектакль «Скрипач на крыше» по мотивам пьесы «Тевье-молочник».
В 1924 году 1-я студия МХТ была преобразована в МХАТ-2. А уже в следующем году Алексей Дикий на этой сцене поставил спектакль «Блоха», который был высоко оценён специалистами. В том же году Дикий сыграл роль Молчанова в спектакле «Расточитель» по Николаю Лескову.
Именно к этому времени определились основные черты и направления дарования Алексея Дикого, как в качестве актёра, так и режиссёра. Он явно тяготел к острохарактерным и броским сценическим образам с преобладанием комизма и едкой сатиры. Он много работал на различных сценах, ставя яркие, запоминающиеся спектакли. Среди них: «Находка» по Елизавете Тараховской и «Пиноккио» по Колоди в Московском театре для детей, «Обращение капитана Брассбаунда» по Бернарду Шоу и «Тень осла» по Фульды в театре «Комедия (бывший Корша)», «Землетрясение» в Драматическом театре Народного дома в Ленинграде, оперы «Степан Разин» и «Любовь к трем апельсинам», а также балет «Красный мак» в Большом театре (1925-1928), «Человек с портфелем» Алексея Файко в Московском театре Революции (1928), «Страх» Александра Афиногенова в Свердловском театре драмы (1931). Довелось Алексею Дикому поработать и за рубежом – в 1928 году он был приглашён в Тель-Авив, где в театре «Габима поставил спектакли по пьесам «Золотоискатели» Шолом-Алейхема и «Корона Давида» Кальдерона.
Театр в 30-е годы
В 1931 году Алексей Дикий организовал и возглавил собственную студию, которая получила название Студия Дикого. Она просуществовала до 1936 года. Здесь Алексей Денисович вёл режиссёрскую и педагогическую работу. Так, под его руководством был поставлен спектакль «Леди Макбет Мценского уезда», получивший высокие оценки специалистов. Одновременно в 1932-1936 годы Алексей Дикий являлся художественным руководителем Московского драматического театра им. ВЦСПС, где поставил спектакли «Глубокая провинция», «Матросы из Каттаро», «Девушки нашей страны», «Вздор», «Интермедия».
С 1936 года Алексей Дикий возглавил Большой Драматический театр имени Горького в Ленинграде. В его труппу вошло немало актёров бывшей Студии Дикого. В следующем году в БДТ был поставлен спектакль «Мещане» по пьесе Максима Горького, приуроченный к годовщине смерти писателя, а также спектакли «Большой день» по пьесе Киршона и «Пушкинский спектакль» по произведениям Пушкина «Моцарт и Сальери», «Русалка», «Сцены из рыцарских времен».
Первые работы в кино
В кино Алексей Дикий дебютировал ещё в 1919 году, исполнив роль барабанщика царской армии Ивана Сотого в короткометражном фильме «Чем ты был?». В 1921 году он снялся ещё в одной короткометражке «Андрей Гудок», где исполнил главную роль молодого рабочего Андрея.
Первая же работа актёра в полнометражном кино состоялась лишь в 1935 году. Он снялся в драме «», поставленной по одноимённому роману Анны Зегерс режиссёрами Эрвином Пискатером и Михаилом Доппером. Фильм повествовал о восстании матросов, работающих на траулерах германского рыбопромышленника Бределя. Алексей Дикий исполнил в нём главную роль – вожака восставших рыбака Кеденека, который погибает в неравном бою с солдатами.
Арест и освобождение
В 1937 году против Алексея Дикого было возбуждено дело по 58-й статье, устанавливающей ответственность за контрреволюционную деятельность. Он был арестован и в 1938 году приговорён к пяти годам лишения свободы. Отбывать наказание Алексей Дикий был направлен в Усольлаг НКВД.
Большая часть молодых актёров труппы БДТ, оставшись без руководителя, выехали в город Сталинабад Таджикской ССР и основали там Русский драматический театр имени Владимира Маяковского.
28 августа 1941 года Алексей Дикий был освобождён.
Театр и кино в годы войны
После освобождения Алексей Дикий вернулся в Москву и был принят в труппу Театра имени Евгения Вахтангова. На просторах Советского Союза бушевала Великая Отечественная война, фашисты рвались к Москве, в связи с чем было принято решение об эвакуации театров и киностудий. В октябре 1941 года отправился в эвакуацию в Омск и Театр Вахтангова, а вместе с ним Алексей Дикий. В Омске актёр сыграл одну из своих самых ярких театральных ролей - генерала Горлова в спектакле «Фронт». Кроме того, он поставил спектакли «Олеко Дундич» и «Русские люди».
Помимо работы на сцене в годы войны Алексей Дикий снимался в кино. В 1941 году он сыграл небольшую роль старика в «», а в 1943 году исполнил главную роль в историко-биографическом фильме режиссёра Владимира Петрова «». Премьера фильма состоялась в марте 1944 года. Созданный Алексеем Диким образ великого русского полководца Михаила Илларионовича Кутузова принёс актёру всенародную известность и любовь, а чуть позже, в 1946 году, и официальное признание – Сталинскую премию первой степени.
От Нахимова до Сталина
Роль Кутузова стала первой в ряду исторических киноработ Алексея Дикого. Режиссёр Всеволод Пудовкин, приступая к работе над историко-биографическим фильмом «», долго не мог определиться с исполнителем главной роли, пока, наконец, не обратил внимание на Алексея Дикого. Именно в нём он увидел качества, необходимые для воплощения на экране личности великого флотоводца. «Алексея Дикого характеризует твердость воли и действенность мысли. Дикий много работал режиссёром и привык действовать в соответствии со своей мыслью. В нем есть внутренняя прочность, он органически убедителен в своем поведении», - утверждал режиссёр. И его слова оказались верны – фильм, вышедший на экраны в 1947 году, получился сильным, а сам Алексей Дикий не только вновь получил Сталинскую премию, но и был удостоен Почётного диплома Венецианского кинофестиваля. В том же году Алексей Дикий вновь исполнил роль Нахимова в другом историческом фильме – драме Григория Козинцева «Пирогов».
В 1947 году Алексей Дикий снялся ещё в одной ленте, ставшей для него знаковой – военной драме «Рядовой Александр Матросов» режиссёра Леонида Лукова. Там ему впервые довелось воплотить образ руководителя советского государства Иосифа Виссарионовича Сталина. Роль была небольшой (а впоследствии в 1963 году в ходе компании по развенчиванию культа личности вождя и вовсе была вырезана), но после этого актёру доверили вновь играть Сталина в военных лентах «Третий удар» и «Сталинградская битва». Причём в последнем фильме эта роль уже была центральной. Итогом стало вручение Алексею Дикому в 1949 году звания Народного артиста Советского Союза.
Малый театр
В труппу Малого Театра Алексей Дикий перешёл ещё в 1944 году, после возвращения из эвакуации. В этом театре он прослужил до 1952 года. Под его руководством были осуществлены постановки спектаклей: «Московский характер» А. В. Софронова (совместно с Е. И. Страдомской), «Калиновая роща» А. Е. Корнейчука, «Люди доброй воли» Г. Д. Мдивани, «Настя Колосова» В. В. Овечкина и другие.
Кроме того, Алексей Денисович занимался преподавательской деятельностью, являясь с 1948 года профессором Театрального училища имени М. С. Щепкина. Его авторству принадлежат мемуары «Повесть о театральной юности» и многочисленные статьи по театральному искусству.
В 1952 году Алексей Дикий перешёл в качестве режиссёра в Московский драматический театр имени А. С. Пушкина, где и проработал последние годы жизни. Здесь он поставил спектакли «Тени» по пьесе Салтыкова-Щедрина» и «Горячее сердце» по пьесе Островского.
Личная жизнь
Алексей Дикий был женат дважды. Его первая супруга актриса Екатерина Ивановна Корнакова. После их разрыва она вышла замуж за инженера Бориса Бринера.
Второй брак оказался более удачным. Женой Алексея Дикого стала балерина Александра Александровна Боровитинова. Они прожили счастливую семейную жизнь.
Алексей Денисович Дикий скончался 1 октября 1955 года после продолжительной болезни. Его похоронили на Новодевичьем кладбище Москвы.
Игорь BIN
Использованные материалы:
материалы сети
|