Родился 23 марта 1926 года в Грузии, в городе Чиатура. Его отец после учебы
в 20-х годах прошлого столетия в Московской школе красной профессуры был направлен
в Донбасс, на должность председателя профсоюза угольщиков, но в конце 1930-х годов
он был репрессирован и на свободу вышел лишь в 1944 году.
Арчил два года проучился в Тбилисском художественном техникуме при Академии
художеств, но потом связался со шпаной и его несколько раз арестовывали, однако
ему везло и срока он так и не получил. Увлечение театром привело Гомиашвили в
Школу-студию МХАТ, где он проучился несколько лет, но после скандала с дракой
в 1948 году едва не угодил под суд, и ему пришлось уехать из Москвы. В Тбилиси
его приняли в труппу Академического театра имени Марджанишвили, а в 1958 году
актер уехал в Поти и работал сначала в театре имени Г. Эристави, а потом - в Русском
театре имени А. Грибоедова. Параллельно начал сниматься в кино, ролей было не
так уж и мало, но славы они Арчилу не принесли. Тем временем возраст актера подходил
к сорока годам…
Роли в кино до "12 стульев"
Первая кинороль Арчила Гомиашвили - роль Манташерова в 1957 году в историко-революционном
приключенческом фильме "Лично известен". Это первый фильм кинотрилогии
("Лично известен", "Чрезвычайное поручение", "Последний
подвиг Камо") о революционере-большевике С. А. Тер-Петросяне, известном под
именем Камо.
В1961 актер сыграл роль Ерошки в мелодраме "Казаки" по одноименной
повести Л. Н. Толстого. В 1965 году - съемки во втором фильме вышеупомянутой трилогии
"Чрезвычайное поручение" и в музыкальной комедии "Иные нынче времена"
по одноименной пьесе А. Цагарели.
Работу в этой комедии особенно отмечает актер, считая роль в этом фильме одной
из своих самых лучших работ; также его порадовало совместное творчество на съемочной
площадке с режиссером Михаилом Чиаурели:
"Для меня образец человека и режиссера - Михаил Чиаурели, который снимал
фильмы о Великой Отечественной войне, - говорит Арчил.- У него я даже сыграл Сталина.
Но после 1953 года этого талантливого режиссера ссылают по личному распоряжению
Хрущева в Сибирь за то, что он якобы своими фильмами утверждал культ личности.
Но этого человека не удалось сломить. После ссылки он вновь берется за режиссерскую
работу и ставит фильм грузинского классика Цагарели "Иные нынче времена",
где снимается его дочь Софико вместе со мной".
Остап Бендер
Всесоюзная слава пришла к актеру в 1971 году, когда он сыграл роль Остапа Бендера
в комедии Леонида Гайдая "Двенадцать
стульев", экранизации одноименного романа И.Ильфа и Е.Петрова.
Гайдай был очень суеверным. В первый день съемок с Александром
Белявским предложил ассистенту разбить о штатив камеры тарелку "на счастье",
но она не разбилась. Гайдай сокрушался: "Не пойдет! Фарта не будет!"
И действительно, Бендер Белявского на фоне Сергея Филиппова смотрелся бедно.
Киса Воробьянинов получался внушительнее комбинатора. Гайдай в отчаянии позвал
на роль Владимира Высоцкого. И снова фаянсовая тарелка не разбилась. Не удались
и съемки - Высоцкий ушел в загул... Тогда Леонид Иович уволил ассистента, который
никак не мог разбить тарелку. И тут кто-то рассказал ему, что в провинции уже
несколько лет успешно играет Бендера в спектакле "Золотой теленок" малоизвестный
актер Арчил Гомиашвили.
Гомиашвили в 1958 году, еще задолго до съемок фильма вместе с режиссером Юрием
Любимовым поставил мюзикл "Похождения Остапа Бендера" по "Золотому
теленку". Подписав договор с Министерством культуры Грузии, Арчил Гомиашвили
с этим спектаклем одного актера (играл там и Бендера, и Паниковского, и Фунта,
и даже Зосю Синицкую), отправился на гастроли по стране. Вот там-то в Горьком
на его спектакль и пришли Гайдай с командой, которые приехали выбирать место для
съемок.
"Когда я пришел на собеседование к Гайдаю, - рассказывает Арчил,- то посмотреть
на мою белую "бендеровскую" фуражку сбежалась вся съемочная группа.
Увидев в окружении режиссера недоверчивые глаза, я развернулся и ушел. Навсегда.
Позже мне присылали приглашения на кинопробы, но я не поехал".
Однако через пять месяцев режиссер все же смог уговорить Гомиашвили. Но в "Госкино",
увидев пробы актера, возмутились:
- Почему Бендером будет грузин?
- Так ведь папа у Остапа турецкоподданный. А почему маме не быть грузинкой? -
среагировал Гайдай.
В итоге Гомиашвили все же был утвержден на роль. Интересно то, что во время
съемок Гомиашвили было 44 года, а Бендеру по тексту - всего 28. Но это не смутило
ни актера, ни режиссера. "Я ведь и сейчас не выгляжу на 75, правда? - говорит
актер. - А тогда подо мной земля поднималась! Я чувствовал себя молодым, тем более
что незадолго до "Двенадцати стульев" женился на девушке, которая была
младше меня на 24 года".
Во время съемок на трактовку личности Бендера у Гомиашвили с Гайдаем были совершенно
разные взгляды. "Я хотел играть его совсем иначе, рассказывает Арчил Михайлович.
- Ведь он вовсе не легкомысленный и пустой человек. Это Бендер способен остановить
поток машин, чтобы дети могли перейти дорогу - как в "Золотом теленке".
Он на три головы выше Кисы Воробьянинова. Ведь Остап мог избавиться от напарника,
узнав про бриллианты, но не сделал этого. Я пытался показать глубину моего персонажа
в сцене, где герои сидят в лодке и Остап говорит Воробьянинову: "Киса, мы
одни, никто нас не любит". Но после проникновенного монолога опускаю руку
в воду, меня кусает рак - и зритель снова смеется. На таком решении настоял Гайдай.
Режиссер не дал мне выявить лучшие качества Бендера. Когда я увидел фильм, он
мне не понравился".
Обострившиеся отношения между актером и режиссером получили свое продолжение
после процесса озвучивания фильма. Дело в том, что Гомиашвили из-за болезни на
часть озвучивания не пришел. Поэтому огромный кусок фильма - шахматный турнир
в Нью-Васюках идет с голосом актера Юрия Саранцева, что ужасно не нравилось Арчилу
Михайловичу. При встрече они обменялись по этому поводу колкостями и оскорблениями
в адрес друг друга, после чего не разговаривали несколько лет.
После выхода фильма на экраны, Гомиашвили стал не просто знаменитым, а звездой
кинематографа. Он попал в десятку лучших актеров нашего кино и был приглашен на
прием в Совет Министров СССР. Вместе со словами благодарности ему была предоставлена
жилплощадь в Москве - бывшая квартира дочери Сталина Светланы Аллилуевой в "доме
на набережной".
Другие роли в кино
Арчил Гомиашвили претендовал и на другие звездные роли в известнейших лентах,
да только на пробах проваливался и до сих пор обижается на конкурентов, досадуя
на то, что в его жизни по-настоящему звездная роль была только одна - Остапа Бендера,
которую он, к тому же, чудом выиграл в жесточайшем конкурсе.
В 1973 году Арчил Гомиашвили стал актером Московского театра имени Ленинского
комсомола, а с 1980 по 1988 год был актером Московского драматического театра
им. А.С.Пушкина.
Бизнес
В 62 года, когда многие люди уже сидят на пенсии, Арчил Гомиашвили ушел из
столичного театра и принялся ковать деньги. Дух когда-то сыгранного им Остапа
Бендера незримо витал над сединами известного актера. В конце 1980-х годов в Западном
Берлине он встретился с миллионером Майклом Фильдом, по автобиографической книге
которого Гомиашвили хотел снять фильм о нелегкой миллионерской судьбе (будущий
сверхбогач начинал чуть ли не с раскопок помоек) и начал уже писать сценарий.
Но переговоры шли ни шатко, ни валко, денег не предвиделось и... И как не раз
рассказывал сам Гомиашвили случилось просто чудо - зайдя в казино и поставив последние
100 марок, он в итоге выиграл более 100 тысяч. А бизнесмен в компенсацию за нереализованный
проект подарил актеру десять игровых залов. Так что вскоре Арчил Гомиашвили стал
вполне обеспеченным человеком.
Продав игровые автоматы и вернувшись в Москву, в 1990 году актер стал президентом
акционерного общества "Сити-бизнес", а в конце 1992 года открыл в Москве
и стал генеральным директором клуба "Золотой Остап", который вскоре
стал одним из самых престижных столичных мест, а ресторан клуба в 1996 и в 1997
годах был признан лучшим в Европе. Потом открыл магазин фирменных итальянских
товаров.
В ресторанном бизнесе он пробыл довольно долгое время, несмотря на почтенный
возраст. Вместе с Гомиашвили работали его жена и сын (это его вторая семья). Сейчас
ресторана "Золотой Остап" уже нет, и на вопрос "Неужели к Остапу
перестали ходить?" Арчил Гомиашвили ответил: "Это был не ресторан, а
клуб, где актерская братия справляла дни рождения, свадьбы и поминки. Но в 1998
году все как будто сговорились и перестали ходить. Мне кажется, что рестораны
имеют свой критический возраст. "Остап" прожил 12 лет, и его закрытие
не было печальным. Всему свой срок...".
Счастливый человек
Гомиашвили не забыл, что в свое время он сильно нуждался в молодости, и ему
несколько раз здорово помогла одна известная актриса. И теперь, разбогатев, преуспевший
экс-Остап последовал ее примеру. Он спас от отчисления из ВГИКа десятерых студентов,
заплатив за их обучение, а в последние годы также ежемесячно перечисляет по пять
тысяч долларов обнищавшим грузинским актерам...
О себе Арчил Михайлович говорит: "Считаю себя очень счастливым человеком,
ибо всегда в жизни делал только то, что мне было по душе. У меня много друзей.
Счастлив я и тем, что вырастил, воспитал и дал образование своим детям. У меня
есть любимая и любящая жена".
Использованные материалы:
Энциклопедия кино Кирилла и Мефодия (CD ООО "Медия-Сервис-2000");
Надежда Келлер, "Арчил Гомиашвили: Я честно сказал Гайдаю: "Твой фильм
- г..." ("Собеседник" http://www.sobesednik.ru);
Борис Борисов, "Арчил Гомиашвили: "Остап Бендер - великий актер""
("АИФ");
Интервью с А. Гомиашвили "Остап - сопляк по сравнению с нынешними авантюристами!"
("Профиль" от 10.11.03);
Гомиашвили Арчил. Биография (http://www.persona.rin.ru);
"Арчил Гомиашвили нашел свой миллион и командует парадом" (http://www.nnews.ru
новости от 03.03.2004)