Выступать на сцене Михаил Кононов начал еще в школе. Вместе с Андреем Смирновым,
ставшим впоследствии известным кинорежиссером, они готовили целые эстрадные программы.
Успех в школьной самодеятельности и подтолкнул Кононова к поступлению в театральное
училище.
В 1963 году Михаил Кононов окончил театральное училище им. М. Щепкина, и был
принят в Малый театр. Поначалу казалось, он вписался в театральную среду. Однако
в дальнейшем отношение руководства Малого театра к молодому актеру изменилось
- ходили слухи, будто мэтрам не нравилось, что Кононов делает карьеру в кино.
Проработав пять лет, в 1968 году актер покинул театральные подмостки навсегда.
Первые роли в кино
Впервые
Михаил Кононов снялся в кино еще, будучи студентом театрального училища. В 1961
году он дебютировал ролью Витьки в мелодраме Ивана Пырьева «Наш общий друг». Уже
тогда обозначился его типаж - простого, бесхитростного паренька из народа. В первые
пару десятилетий им были сыграны немало ролей в этом амплуа: Колька - в лирической
киноповести Исидора Анненского «Первый троллейбус», Витька Аникин - в картине
Михаила Калика «До свидания, мальчики!», Алеша Семенов в фильме Глеба Панфилова
«В огне брода нет», младший лейтенант Малешкин в героической комедии Владимира
Трегубовича «На войне, как на войне» и другие.
Таким же предстал перед зрителями и ревкомовский писарь Алексей – герой Кононова
в историко-революционной трагикомедии «Начальник Чукотки», вышедшей на экраны
в 1966 году. В этой картине Михаил Кононов и Алексей Грибов создали великолепный
комедийный дуэт. Актеры словно купались в предоставленном материале, при этом,
не переходя границ хорошего вкуса и щедро позволяя по очереди солировать друг
другу.
В том же году на экраны вышла еще одна картина с участием Кононова – выдающаяся
драма Андрея Тарковского «Андрей Рублев». Актеру досталась в ней небольшая роль
Фомы. Но именно она, по словам Михаила Ивановича, являлась одной из лучших его
работ.
«Большая перемена»
К началу 70-х годов Михаил Кононов был уже очень популярным и к тому же всенародно
любимым актером. Он много и разнообразно снимался в кино. При этом его герои,
как правило, были наивными, добрыми, и всегда обаятельными. Во всех своих ролях
- маленьких и больших - актер оставался бесконечно правдив. И поэтому всегда верилось
в существование его героев.
Самый большой зрительский успех пришелся на телесериал «Большая перемена»,
где Михаил Кононов блестяще сыграл учителя Нестора Петровича. Эта легкая и веселая
комедия сразу же завоевала сердца зрителей и продолжает оставаться любимой многими
вот уже не одно десятилетие. В чем же ее секрет?
Авторы нашли ту тонкую грань между реальностью и вымыслом. Казалось бы, совершенно
абсурдная идея усадить взрослых, сформировавшихся людей за школьные парты, оказалась
не такой уж и фантастической. Она как бы перекликается с идеей культурной революции,
всеобщей перековке и переобучению всех людей – любимой идеи тоталитарного строя.
У героев фильма отняли право быть собой. И вот уже взрослая дочь (Светлана
Крючкова) командует собственным отцом (Евгений
Леонов), запрещая одно и разрешая другое. И вот уже половозрелый Ганжа лишен
прав на собственную жену-учительницу, которая получила неожиданные властные полномочия,
противоречащие ее собственным желаниям, здравому смыслу и вековечной социальной
субординации... В этом мире никто не делает то, что ему хочется. Приходится ломать
себя, преодолевать, отбрасывать лишние качества и привычки.
При этом фильм совершенно не претендует на какие то серьезные исследования,
размышления. Он остается веселой и озорной комедией. И только порой сквозь шутки
мы видим в глазах главных героев глубокую печаль…
Как ни странно, сам Михаил Кононов недолюбливал те свои работы, которые принесли
ему популярность зрителей – «Начальник Чукотки», «Большая перемена» или «Гостья
из будущего». «Если говорить о признании в профессиональных кругах, - говорил
актер, - то больший успех принесла мне небольшая роль Фомы в картине «Андрей Рублёв».
А массовый успех, какой имеют «Большая перемена» или «Гостья из будущего», меня
не волнует. Я просто отдал свой профессиональный долг. Когда я прочёл сценарий
«Большой перемены», то просто пришёл в ужас и сказал себе: «Ну, если я и это смогу
преодолеть, тогда, наверное, я крепкий актёр». Мне кажется, что я справился с
этой ролью, естественно, при помощи блистательных актёров, которые только начинали
в «Большой перемене».
Кино для взрослых и детей
В 70-е – 80-е годы Михаил Кононов особенно много снимался. При этом он нередко
демонстрировал блестящее комедийное дарование. Это относится и к его Нестору Петровичу
из «Большой перемены», и к Павлику в мелодраме «Начало», и к Митьке Ярмолюку в
трагикомедии «Здравствуй и прощай», и ко многим другим. Комедийное начало актер
умело сочетал с драматической глубиной.
В
1975 году Михаил Кононов впервые попробовал себя в детском кино. Режиссер Геннадий
Васильев пригласил его на роль Яшки-писаря в фильме-сказке «Финист – Ясный Сокол».
Работа оказалась необыкновенно удачной. Именно, казалось бы, персонажи второго
плана в исполнении Михаила Кононова, Георгия Вицина и Михаила Пуговкина стали
главными героями картины, придав ей тот самый задор.
Сразу же после выхода «Финиста» Геннадий Васильев снова пригласил актера для
совместной работы в свою новую картину «Пока бьют часы» на роль начальника стражи
Грызуна. А режиссер киностудии имени Горького Игорь Вознесенский – постановщик
киносказки «Кольца Альманзора» - увидел в Кононове главного героя. Те из вас,
кто знаком с этим фильмом, наверняка запомнили бесстрашного и бескорыстного садовника
с таким звонким, как весенняя капель, именем – Зинзивер. А чуть позже Кононов
появился в образе коварного и хитрого космического пирата Крыса в детском фантастическом
фильме «Гостья
из будущего».
Вне кино
С конца 80-х Михаил Кононов все реже появлялся на экране. Он сыграл офицера
КГБ в картине Юрия Кары «Пиры Валтасара, или ночь со Сталиным» (1989), Климента
Ворошилова в драме Андрея Михалкова-Кончаловского «Ближний круг» (1992) и некоторые
другие роли. Но от большинства предложений актер категорически отказывался.
В последние годы Михаил Кононов практически не снимается в кино и редко появлялся
на людях. «Видите ли, я воспитан несколько по-иному - я опираюсь на заповеди,
с какими наше поколение относилось к искусству. Поэтому, отчаянно не снимаюсь
в сериалах, которые мне предлагают. Я читаю сценарии и отшатываюсь: это что-то
из области “ужастиков”! Настолько всё непрофессионально и нелепо, что я не имею
права позволить себе сниматься в такой дури. Во имя своих друзей, которых уже
нет в живых. <…> На одной кинопробе я даже разрыдался. Все подумали, что
я рыдал, «входя в образ», а я рыдал от ужаса сегодняшнего кинематографа, сегодняшнего
телевидения. И от роли отказался, хотя там предлагали большие деньги. Нельзя выходить
на зрителя на таком низком моральном и интеллектуальном уровне. <…> Видите
ли, нас учили относиться к своему делу иначе. Если идти на поводу у зрителя, то
можно вообще заблудиться. Что сейчас и наблюдается в кинематографе и на телевидении.
Мы можем показать к месту и не к месту голый зад. Но это же антиискусство, антиэстетика.
Мы же не должны поддерживать ни порок, ни массовый психоз. Иначе не нужна наша
профессия. Не нужны ни художники, ни писатели», - говорил Михаил Иванович.
Актер продал квартиру в столице, построил дом в Подмосковье, растил виноград,
помидоры, капусту, тыквы. Причем почти в промышленных масштабах – урожай ведрами
соседям отдавали.
16 июля 2007 года Михаил Кононов ушел из жизни после тяжелой и продолжительной
болезни.