Народная артистка Грузинской ССР (1979)
Народная артистка РФ (2000)
Начало
Ариадна Шенгелая родилась 13 января 1937 года в Ташкенте, первая фамилия -
Шпринк. Тонкая аристократическая красота и древнегреческое имя – Ариадна сыграли
свою роль в судьбе красавицы: все наперебой пророчили девушке только театральное
поприще, да она и сама со школьных лет мечтала блистать на сцене. Получив среднее
образование, девушка поступила во Всесоюзный государственный институт кинематографии,
в актерскую мастерскую Белокурова.
После успешного окончания, молодая талантливая актриса была принята в труппу
Русского драматического театра им. А.С. Грибоедова в Тбилиси, на прославленной
сцене которого она с блеском играла Клеопатру в пьесе Бернарда Шоу "Цезарь
и Клеопатра" и роль Анны Франк в спектакле "Дневник Анны Франк"
по Э.Гудричу и А.Хеккету.
Кино
Актрису
с такой яркой и заметной внешностью, конечно же, кинорежиссеры не заметить просто
не могли. В кино Ариадна Всеволодовна стала сниматься
с 1957 года. На экране она дебютировала в роли студентки мединститута Ирины Ледневой,
дочери Леднева в психологической мелодраме "Екатерина Воронина" по одноименному
роману Анатолия Рыбакова. Студенткой же начинающая актриса сыграла и роль Татьяны
Лариной фильме-опере Евгений Онегин. Далее юную актрису приглашали на роли второго
плана: невольница в танцевальных мечтаниях у Ивана Пырьева в романтической драме
по Достоевскому "Белые ночи", красавица Зана в картине "Фортуна",
и Евгению Гранде - главная роль в романтической драме "Евгения Гранде"
по одноименному роману Оноре де Бальзака режиссера Сергея Алексеева.
Став дипломированной актрисой, Шенгелая была приглашена на киностудию "Грузия-фильм".
Безусловно, ее восточная красота привлекала внимание режиссеров, они буквально
завалили актрису предложениями. Ей стали предлагать роли юных девушек, вступавших
в самостоятельную жизнь, обладающих сильной волей, умеющих добиваться цели, понимая,
что не все средства для этого хороши: Лена Топилина - возлюбленная рабочего кондитерской
фабрики Тимофея Корнеева, успешная роль Геннадия Вернова, в религиозной драме
режиссера Михаила Ершова "Люблю тебя, жизнь".
Немного
наивная, но серьезная не по годам Лена - главная роль в партнерстве с несравненной
Фаиной Раневской в трагикомедии Надежды
Кошеваровой "Осторожно, бабушка!" о строительстве нового Дома культуры,
о бюрократах, неравнодушных к своему времяпрепровождению пенсионерах, их детях
и внуках, решающих проблемы любви и лидерства.
Ефремова Евгения - главная героиня, работница почты, потерявшая 300 рублей,
девушка, которая будет ждать возвращения главного героя Николая, первая роль в
кино Льва Прыгунова, в лирической киноповести
Феликса Миронера "Увольнение на берег". Вольнолюбивая рыбачка Мария
в киноповести о большой и чистой любви Марии и сына чабана Гелы "Белый караван"
режиссера Эльдара Шенгелая.
В конце 1950-х — в 1960-е годы Андриана Шенгелая стала одной из самых популярных
актрис советского кино. Постановщиков покоряла внутренняя мощь актрисы, ее боготворили
за талант, как бусинки на ниточку стали нанизываться интересные работы. Лирическое
дарование и незаурядное поэтическое обаяние актрисы в полной мере раскрылись в
ее лучшей роли — княгини Веры Николаевны в киноработе с режиссером Абрамом Рооме
в любовной драме "Гранатовый браслет" по одноименному рассказу Куприна.
С
"Гранатового браслета" у актрисы началась вереница титулованных женских
ролей, "... повысили в чине", - шутила сама Шенгелая: графиня Маша Наум
Трахтенберг в драме по одноименной повести Александра Сергеевича Пушкина из цикла
"Повести Белкина" в компании знаменитых актеров: Михаила
Козакова, Юрия Яковлева
и Олега Табакова.
Статная, с французской легкостью и жизнерадостностью Княгиня Вахвари в искрящейся
радостью и молодым задором картине Георгия Данелия "Не горюй!", в которой,
впрочем, все актеры были блистательны — и Евгений
Леонов, солдат, как будто сошедший со страниц русских сказок, и Софико Чиаурели,
замученная многочисленным семейством Софико, и хрупкая Анастасия
Вертинская, Мэри Цинцадзе.
В историко-биографической киноленте, посвященной творчеству венгерского композитора
Ференца Листа, "Ференц Лист. Грезы любви" Шенгелая сыграла главную роль
княгини Каролиной Витгенштейн, с которой композитор познакомился во время концертной
деятельности в России, с которой связан самый плодотворный веймарский период творчества
Листа и которой он посвятил знаменитые "Грезы любви".
Эльдар Шенгелая пригласил свою любимицу сняться в роли прекрасной Маргариты,
жены Трифония, в трагикомической притче "Чудаки". А затем была одна
из лучших ролей актрисы - Кассандра, жена Дмитрия Кантемира в киноленте "Дмитрий
Кантемир". Тогда Ариадна Всеволодовна удивительно легко вписалась в актерский
ансамбль фильма, своей женственностью и мягкостью помогла актеру Михаю
Волонтиру создать образ не только властного молдавского господаря, но и любящего
супруга, отца семейства.
Роли второго плана
Актриса
высокого профессионального уровня Ариадна Шенгелая не чуралась и от ролей второго
плана, которые в ее исполнении превращались в настоящие шедевры кино: словоохотливая
Эмма Константиновна в картине "Перед ужином", добрая Мария мать Тодорки
в сказке Бориса Рыцерева "Ученик лекаря", властная Анна Федоровна Самборская
в приключении Юрия Мастюгина "Голова Горгоны", уравновешенная мать Сергея
в социальной драме Инессы Селезневой "Вот такая история...", эффектная
Ведунья в совместной работе Геннадия Васильева и Чжан Шиу, в сказке по мотивам
русских и китайских преданий "Волшебный проект".
В последний раз на экране талантливая актриса блеснула после пятилетнего перерыва
в шестидесятипятилетнем возрасте в съемках в триумфальной роли богатой и влиятельной
женщины, занимающейся международной политикой, приехавшей на родную Украину, чтобы
поклониться могилам своих родных, и найти ту, которая спасла ей жизнь, в киноленте
об одном из самых страшных преступлений ХХ века в фильме "Бабий Яр".
Ариадна Шенгелая - величайшая актриса современности, добрая обаятельная женщина,
любимая супруга, мама, бабушка и прабабушка.
Татьяна Новитческая
Использованные материалы:
Энциклопедия Кино Кирилла и Мефодия, версия 2002 г.